Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина» ставит своей целью пробудить в детях желание познакомиться с творчеством великого писателя. Читая сказки, ребенок не только погружается в их волшебный мир. Развивается его речевая активность.
Вопросы составлены, как для каждой сказки в отдельности, так и по общей тематике, охватывающей все изученные сказки. К каждому вопросу добавлен в скобках ответ.
Многообразные задания вовлекут школьников в сказочную атмосферу. Дух соревнования не даст скучать никому из участников этого мероприятия.
Викторина, составленная для учеников начальной школы на основе пяти сказок, состоит из вопросов с ответами. Она организована как игра, в которой соревнуются несколько команд.
Соревнуясь между собой, ребята, дают ответы на вопросы, решают тестовые задания. Победителем становится тот, у кого наберется больше всего баллов за правильные ответы.
Викторина составлена для начальной школы (правильные ответы приведены в скобках). Ее можно успешно провести в 1-2 классах, а также и в 3-4 классах, добавив к основным вопросам более сложные. Вопросы, которые рекомендуется использовать только в викторинах для 3-4 классов приведены отдельно.
- Задание об авторе сказок
- Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Викторина по сказке «О царе Салтане»
- Викторина по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях»
- Викторина по сказке «О золотом петушке»
- Викторина по сказке «О попе и его работнике Балде»
- Угадай сказку по словам, написанным на листах бумаги.
- Угадай по предмету, из какой сказки он взят?
- Дополнительные вопросы
Задание об авторе сказок
- Вспомнить город, где родился и жил Пушкин (Москва).
- Какое время года ему нравилось больше всего? (осень).
- Рассказывали ли ему в сказки в детском возрасте? (да, няня).
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).
Викторина по сказке «О царе Салтане»
- Сколько девушек увидел царь вечером под окном? (троих).
- Почему царь выбрал в жены третью сестру? (обещала родить наследника).
- Зачем сестры вредили жене царя? (от зависти).
- Кто был посажен в бочку и пущен в океан? (царевна и ее ребенок).
- Как царевна с сыном вышли из бочки? (сын вышиб дно).
- От кого спас Гвидон царевну лебедь? (от коршуна).
- Грызла ли орешки белочка во дворце князя Гвидона? (грызла).
- Куда укусил комар Бабариху? (в глаз).
- Что сияло во лбу у царевны, луна или звезда? (звезда).
- Кто это говорит? «Чем вы, гости, торг ведете? И куда теперь плывете?» (Гвидон).
Дополнительные вопросы, стимулирующие к анализу и выводам.
- Добрые или злые герои победили в сказке? (добрые).
- Является ли зависть хорошим чувством? (нет).
Викторина по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях»
- Какое волшебное свойство зеркальца ? говорить).
- Почему злая царица рассердилась на зеркальце? (оно сообщило, что падчерица ее красивее).
- Где оставила Чернавка царевну? (в лесу).
- Отправился ли королевич искать невесту? (отправился).
- В чьем лесном доме, стала жить девушка? (у семи богатырей).
- Чем отравила царевну мачеха? (яблоком).
- Куда поместили богатыри царевну, когда она уснула? (в гроб из хрусталя).
- Кому удалось пробудить царевну? (королевичу Елисею).
- Что случилось с мачехой в конце сказки? (умерла).
- Чьи это слова? «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло» (злая царица).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Хорошо ли живется злым и завистливым людям? (плохо).
- С кого не надо брать пример? (с царицы).
Викторина по сказке «О золотом петушке»
- Кто беспокоил царя Додона? (соседи).
- Кто принес во дворец петушка? ( мудрец).
- Какую пользу приносил петушок? (сторожил границу).
- Какую награду хотел мудрец? (исполнить его первую волю).
- Кто прятался в шатре? (шамаханская царица).
- Какая просьба мудреца не понравилась царю? (подарить ему девицу).
- Как петушку удалось наказать царя? (клюнул в темя).
- Кто это сказал? «Петушок мой золотой Будет верный сторож твой» (мудрец).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Надо ли выполнять свои обещания? (надо).
- Последует ли расплата за обман? (да).
Викторина по сказке «О попе и его работнике Балде»
- Где встретились поп и Балда? (на базаре).
- С какой целью пришел поп на базар? (искать работника).
- Сумел ли поп нанять Балду в работники? (сумел).
- На какую оплату за труд договорились поп с Балдой? (три щелбана в лоб попа).
- Хорошо ли работал Балда? (хорошо).
- В каком месте находились черти? (в море).
- Получил ли Балда оброк? (получил).
- Расплатился ли поп с работником? (расплатился).
- Выжил ли поп после щелбанов? (нет).
- Чьи это слова? «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк?» (бесенок).
Вопросы к тексту, заставляющие анализировать и делать выводы.
- Считается жадность отрицательной чертой характера? (считается).
- Помогут ли смекалка и ум в любой трудной ситуации? (помогут).
Угадай сказку по словам, написанным на листах бумаги.
- Мудрец, царь, шатер, петушок (Сказка о золотом петушке).
- Зеркальце, яблочко, хрустальный гроб (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
- Царь, бочка, коршун, лебедь, комар, остров (Сказка о царе Салтане).
- Поп, черти, оброк, лоб (Сказка о попе и работнике его Балде).
- Море, рыбка, старуха, корыто (Сказка о рыбаке и рыбке).
Угадай по предмету, из какой сказки он взят?
- Орешек (Сказка о царе Салтане).
- Зеркальце (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
- Рыба (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Петух (Сказка о золотом петушке).
Дополнительные вопросы
1.На карточках написаны слова-архаизмы. Нужно подобрать для них слова, которые используются в современной жизни.
- Очи (глаза).
- Уста (губы)
- Перст (палец).
- Старче (старик).
- Чело (лоб).
2. Закончить предложения.
- Белка песенки поет, да орешки все… (грызет).
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому …(зверюшку).
- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне …(назло).
- В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною…(рыбкой).
3. Задание — тест.Определить правильный ответ.
- Вспомните имя сына царя Салтана?- Елисей, Додон, Гвидон (Гвидон).
- Что попросила старуха от рыбки в первый раз?-дворец, зеркальце, корыто (корыто).
- Сколько богатырей служило царю Гвидону?- 29, 30, 33 (33).
По окончании викторины сделаем активную паузу и попросим ребят показать руками:
- морские волны;
- как гордо ступала по волнам лебедь;
- как Балда крутил веревку в море;
- как старик тянул невод;
- как петушок махал крыльями.
После окончания викторины провести награждение победителей. Можно подарить книги или шоколад с репродукциями сказок Пушкина.
В основе свои сказок Пушкин положил народные сказки, которые слышал от своей няни. Переложенные в стихи, они легко читаются и любимы детьми.
Проведение викторины способствует воспитанию чувства товарищества и соперничества.В игре у детей рождаются положительные эмоциональные эмоции.
С помощью викторины развивается память детей, быстрота мышления. Викторину проводят как веселую познавательную игру.
С пятью сказками Пушкина знакомятся с дети в течение учебного года начальной школы. Ответы на подготовленные вопросы викторины помогут более глубокому усвоению полученных знаний о творчестве талантливого писателя.